Рациональное питание школьника: основные нормы и требования

Согласно проведенному в 1998 году исследованию школьного питания, сотрудники Союза потребителей России пришли к выводу, что в сфере общепита этот сегмент является наиболее развитым. Порядка семидесяти тысяч заведений входит сеть питания школьников.

Кардинальных изменений эта система претерпела в так называемый «перестроечный» период. До этого времени все школьные столовые подчинялись соответствующим комбинатам. После 1990 года примерно половина предприятий продолжила функционировать в прежнем статусе. Из оставшихся - 15% столовых преобразовались в самостоятельные юрлица, а 31% вошли в состав тех или иных коммерческих организаций.

Результаты проведенных опросов показали, что администрации некоторых школ не удовлетворены либо частично удовлетворены уровнем питания детей. Основными недостатками названы необоснованно высокие цены, отсутствие разнообразия в меню.

Между тем, представители Министерства здравоохранения РФ считают недопустимыми пробелы и ошибки в организации детского питания. Медики склонны придерживаться следующего мнения: «Ребенку можно что-то недополучить в учебной программе, но в питании он не должен быть ущемлен. В отличие от здоровья, процесс обучения можно наверстать». 

Ребенок школьного возраста переживает массу кардинальных изменений в организме, связанных с интенсивным ростом, формированием различных жизненно важных органов и систем. 

Не менее важное значение в школьный период уделяется серьезным умственным нагрузкам, стремительно увеличивающимся в последние годы. Безусловно, это связано с развитием науки, углублением в определенные отрасли, внедрением спортивного воспитания и множеством иных факторов. Однако неокрепший детский организм при этом вынужден расходовать большое количеств энергии, черпаемой из грамотно сбалансированного рациона питания.

Для школьников отсутствие правильного питания чревато серьезными проблемами со здоровьем. Значительно возрастает риск возникновения проблем с органами пищеварения, сердечно-сосудистой и нервной систем. Таким образом, ключевым условием полноценного развития детей школьного возраста является организация правильного сбалансированного рациона.

Нормы потребления питательных веществ зависят от множества различных факторов, в число которых входит пол, возраст, активность, климат, условия жизни. 

Полноценный белок – основной «строительный материал» для детского организма. Примерно половину общего количества потребляемых белков должны составлять вещества животного происхождения. В противном случае отмечается недостаточное умственное и физическое развитие ребенка. 
 
Нормы питания детей школьного возраста:

  • На протяжении суток рацион следует грамотно распределять на отдельные приемы пищи; 
  • Меню ребенка должно быть сбалансированным, в соответствии с возрастными требованиями и специфическими особенностями места проживания (экологически неблагоприятные регионы, места с сокращенным количеством солнечных дней);    
  • Энергетическая ценность употребляемых школьником продуктов должна соответствовать его энергозатратам; 
  • Предлагаемые ребенку блюда должны быть максимально полезными и питательными.