Что сегодня с услугами общепита в России?

Предоставление услуг на сегодняшний день является одной из эффективных, стремительно развивающихся и многообещающих отраслей экономики. В мировой практике понятие «услуга» имеет огромное количество толкований и всевозможных классификаций. Услуга общественного питания от остальных отличается тем, что находится между осязаемыми и неосязаемыми товарами. То есть, в состав предложения входят товары и сама услуга. Ознакомиться с четким определением услуги общепита можно в соответствующем государственном стандарте.

Отечественная система классификаторов услуг позволяет выявить место услуги общественного питания. Стоит отметить, что на сегодняшний день классификация осуществляется по-разному, раскрывая услугу со всех сторон. Отечественные предприятия общепита стремятся оказывать те услуги предприятий питания, которые соответствуют им по уровню и типу, способны удовлетворить запросы целевых потребителей. 

Под основной услугой следует понимать действия различных компаний общепита, направленные на предоставление клиентам соответствующих продуктов и создание оптимальных условий для их потребления. Все компании общепита оказывают основные услуги. При этом, в зависимости от типа этих услуг могут изменяться их ключевые характеристики.  

Дополнительные услуги кардинально отличаются от основных, поскольку направлены на организацию досуга клиентов. 
Они бывают двух типов:

  • Не зависящие от основной услуги, ориентированные на предоставление услуг общепита за пределами заведения;
  • Дополняющие комплекс обслуживания потребителей в рамках одного предприятия общепита.

Такое понятие, как сопутствующие услуги, включает в себя действия предприятий общепита, способствующие максимальному удовлетворению запросов потребителей. Предоставляются они комплексно, в составе основных услуг.

Российская система общественного питания развивалась и совершенствовалась одновременно с проведением руководством страны экономических и политических реформ. В дореволюционный период экономика государства основывалась на рыночных формах хозяйствования. Слабо развитый общепит предлагался исключительно городскому населению. С 1917 года органы местного самоуправления начали активно преобразовывать существующие к тому времени заведения в столовые.

Считается, что именно в этот период в России начала формироваться отрасль общепита. Она существовала на протяжении семидесяти лет, полностью управляясь государством.  Переход к рыночным отношениям, произошедший в начале девяностых годов прошлого века, охарактеризовался полной реорганизацией предприятий общепита. Они начали активно приватизироваться, что спровоцировало резкое сокращение доли общепита в розничном обороте в целом. Сегодня около 75% всех участников рынка общественного питания составляют малые предприятия. При этом крупные компании практически в два раза перекрывают их оборот.

Современный рынок общепита состоит из предприятий, классифицирующийся по типу, формам обслуживания, ассортименту и прочим факторам. Однако существует три основных типа компаний (закрытые, открытые, условно-закрытые), разница между которыми состоит в перечне предлагаемых услуг, нюансах обслуживания, тематической направленности и т.д.